Пифагореизм

Пифагореизм (от имени основателя — Пифагора) — древнегреческое мистическое религиозно-философское учение, возникшее ок. 532 года до н.э. и существовавшее с 6 по 4 века до н.э. Для пифагореизма характерны мистическая направленность, приверженность к аристократическим традициям, направленность на постижение окружающего мира.

Пифагор создал своё сообщество в италийском городе Кротоне. В дальнейшем, после смерти основателя и гонений на пифагорейцев, учение распространилось по всей территории Греции — пик политического влияния последователей Пифагора пришёлся на конец 5 века до н.э. , а закат пифагореизма с последующим поглощением его платонизмом случился в 6 в до н.э. Отличительная черта данной доктрины от других древнегреческих философских учений, заключается в том, что она, по большому счёту никогда не занимала доминирующего положения, но при этом всегда присутствовала в качестве фона. При этом если пифагореизм изначально подвергался жёсткой критике со стороны многочисленных оппонентов, то в дальнейшем многие известные философы воздали ему должное уважение. Интересно, что учение Пифагора было одним из первых философских направлений, вошедшим в моду у римлян.

 

Похожее изображение

К сожалению, учение Пифагора дошло до нас только фрагментарно, со слов его учеников, прежде всего Филолая, а также Платона и Аристотеля. Исследование пифагореизма затруднено не только минимумом дошедших до нас достоверных источников, но и наличием многочисленных позднейших наслоений, которые искажают первоначальную суть доктрины.

Одной из основных идей пифагорейства является вера в переселение душ и в возможность освобождения души из «круговорота рождений», благодаря соблюдению специальных очистительных обрядов. Интересно, что в этом доктрина Пифагора согласуется с некоторыми восточными учениями, хотя напрямую они не могли контактировать и влиять друг на друга. К сожалению, информация о сути обрядов практически не сохранилась, например, известно, что, исходя из веры в переселение душ, пифагорейцы были вегетарианцами, при этом существовало непонятное уже в древности предписание, запрещающее употреблять в пищу бобы.

Интересно, что общеизвестное сейчас понятие «философа» («любитель мудрости») было впервые введено Пифагором. Из других новаторств доктрины можно отметить представление о вселенной как космосе, т.е. «прекрасном порядке». В этом выражается восприятие мира как гармоничного целого.

Большую роль в пифагорейской философии играла категориальная пара противоположностей, состоящая из предела и беспредельного. В дальнейшем эта концепция была расширена до 10 противоположностей, например, чётное — нечётное, правое — левое, одно — многое, добро — зло, квадрат — вытянутый прямоугольник и т.д.

Безусловно, главной наукой для пифагорейцев была математика — они воспринимали математические начала как начала всего сущего. Например, числа наделялись глубоким смыслом, свойствами, трактовавшимися как справедливость, душа, благоприятный случай и т.д. В частности, единица ассоциировалась с единением, два — с раздвоением и т.д., вплоть до нравственных категорий: 4 и 7 воплощают разумность, здоровье, гармонию, так как они средние пропорциональные между 1 и 10. В качестве высшего божества пифагорейцы почитали священную тетрактиду («четверице»), которая выражается суммой первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Кроме того, ученики Пифагора глубоко исследовали связь чисел с музыкальной гармонией.

До нас дошли сведения о развитой космогонии пифагорейцев. По их мнению, в центре мира находится огонь, окружённый рядом сфер, внутри которых пребывают в покое и движении звёзды, планеты, солнце, луна и др. Последняя сфера, как и первая, подчинена огненной стихии.

В геометрии исследования Пифагора известны благодаря доказательству одноимённой теоремы. Причём по свидетельству Прокла, доказательство, разработанное пифагорейцами, было гораздо сложнее дошедшего до нас варианта, предложенного Евклидом в работе «Начала».

 

Картинки по запросу пифагор

В области стереометрии заслугой Пифагора и его учеников является изучение правильных многогранников, особенно прибавление к ним новой фигуры — додекаэдра.

Среди пифагорейцев существовало деление на 2 группы:

  • Акусматики (слушатели), ориентировались на религиозные и ритуальные аспекты доктрины;
  • Математики (ученики) — шли по пути постижения 4 основных наук — математики, геометрии, гармоники и сферики.

Акусматики относились к математикам свысока, из-за того, что они открыли тайны доктрины посторонним и брали плату за преподавание.

После смерти Пифагора, его последователи создали своеобразный культ своего учителя — он воспринимался как чудотворец, человек, владевший информацией не только о своих прошлых воплощениях, но и перерождениях других людей. Считалось, что он обладал даром предвидения, был способен повелевать природным стихиям, останавливать эпидемии.

К сожалению, мы весьма мало знаем об истинной сути пифагореизма, особенно его мистической составляющей, но, несмотря на это, вклад Пифагора в развитие философии и науки невозможно переоценить.