Светский гуманизм

Человек всегда стремился к познанию себя и мира. Однако различные религиозные течения и учения, как правило, акцентируют внимание людей не на жизни здесь и сейчас, а на идее освобождения, описании духовного мира, тем саамы отрывая человека от действительности. Более того, жёсткие рамки, которые устанавливает церковь, не позволяют человеку обрести счастье здесь на Земле, считая это не только не нужным, но и греховным. Происходит некое отрицание жизни настоящей, в которой люди пребывают день ото дня. Жёстко выстроенные рамки не допускают инакомыслия. По сути, церковь ловко манипулирует людьми, прибегая к священным трактатам, давая свой смысл сказанному.

Современная религия и церковь превратилась постепенно из науки о жизни, о Боге в политику, а миром управляли ещё не так давно не политические, а религиозные деятели, разного рода священники, епископы и т.д. Большая часть войн за последние века произошла именно благодаря им. Все мы хорошо помним о знаменитых Крестовых походах. Из истории нам известно, как жестоко карались язычники за свою веру. Причём в качестве язычников выступали иногда и христиане. Но это ничему их не научило. Затем уже они на территории той же России искореняли веру людей, уничтожая знания, переданные им предками о происхождении людей, их месте и роли, а также тому, как следует жить в этом мире.

Как бы не называлась религиозное течение, принцип будет всегда один и тот же — нетерпимость к другому мнению, мышлению. Всегда будут предприняты попытки навязать своё мнение, а по сути — это есть не что иное, как проявление насилия над человеком, Божественность которого они же сами и провозглашают.

Противоречивость действий священнослужителей со священными писаниями привели к тому, что люди испытали разочарование и отвернулись от религии. Они обратились к этическим ценностям и принципам, по которым должны жить люди. Ведь живём мы все уже сейчас.

Естественное стремление человека к счастью, знанию о смысле жизни и устройстве мира привело к появлению нового направления в философии — светского или секулярного гуманизма, провозглашающего высшей ценностью право человека на счастье, развитие и проявление своих положительных качеств и способностей.

В данном случае гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признавая наличие высших и оккультных сил. Светский гуманизм провозглашает способность человека вести этический образ жизни без обращения к Богу.

Но не следует думать, что это направление ставит человека над природой, обожествляя его таким образом. Светский гуманизм подчёркивает ответственность человека за последствия своих решений и действий.

Своё начало светский гуманизм берёт начало из конфуцианского Китая. Его истоки можно обнаружить в древних индийских трактатах, в ранней греческой философии. Возникновение в 16–17 веках классической науки придало светскому гуманизму точную форму, давая объяснения происхождения мира и человека, законов мироздания с точки зрения науки.

Окончательно светский гуманизм сформировался в середине 20 века с выходом манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).

 

Картинки по запросу гуманизм

Принципы светского гуманизма зафиксированы в «Декларации светского гуманизма»:

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
  3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.